Кафедра психологии развития
Пермский государственный университет

ГлавнаяМыНовостиПроектыДля студентовДокументыАрхивПартнеры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пермский государственный университет
Философско-социологический факультет

 

 

 

 

Кафедра психологии развития

 

 

Программа государственного экзамена
 для студентов заочной формы обучения,
специальности 19.00.01. «Психология»
по дисциплинам «Общая психология»,
«История психологии», «Психология личности»,
 «Практическая психология»

 

 

 

 

 

 

 


Пермь 2009

 

Составители: С.Ю. Жданова, Е.В. Дудорова, О.И. Кильченко, Н.В. Бабий.

Программа государственного экзамена для студентов заочной формы обучения, специальности 19.00.01. «психология» по дисциплинам «Общая психология», «История психологии», «Психология личности»,
 «Практическая психология» / Под ред. О.И. Кильченко; Перм. Ун-т. – Пермь, 2009. – 30 с.


Предназначено для студентов заочного отделения, сдающих выпускной экзамен.

Печатается по постановлению Ученого совета философско-социологического факультета Пермского государственного университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ТЕМА 1.1. Психология как наука.
История становления психологии как самостоятельной науки

Первые теории, объясняющие поведение. Внешние по отношению к индивидууму факторы («тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, боги) как причина поведения.
Душа как предмет психологии. Два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Платон и Сократ – первые идеалисты. Идея возвышенности, божественности, вечности души и низменности, преходящести, тленности тела. Души как идеи вещей (совершенные образцы, прообразы реальных предметов). Душа как идея и цель реальной вещи.
Материалистические представления о душе. Представление о душе как о материальном веществе, состоящем из атомов огня (Демокрит). Объяснение душевной жизни физическими и механическими причинами. Трактат Аристотеля «О душе». Целостность телесного и духовного в организме. Душа как форма и способ организации живого тела и его функция. Реализация биологического существования организма как главная функция души. Идея развития души. Растительная душа, душа животная и душа разумная.
 «Картезианская философия Декарта». Постулат о несомненности существования сознания. Сомнение как признак мышления и инструмент поиска истины. Анализ состояний и содержания сознания как основная задача психологии. Введение понятий сознания и рефлекса. Обозначение психофизической проблемы.
Явления сознания как предмет психологии. Сознание как самозамкнутая сфера, содержание которой доступно только самому носителю сознания (Джон Локк). Введение метода интроспекции. Основные достижения периода. Представления о психике как об одной из функций организма, включение изучения психики как составной части в изучение жизненных процессов.
Структуралисты и функционалисты: применение научного метода в лабораториях. Структурализм. Открытие В. Вундтом первой экспериментальной лаборатории. Изучение структуры сознания как основная задача психологии. Выделение основных компонентов сознания (ощущений, образов и чувств). Метод экспериментальной интроспекции как основной метод описания структур сознания.
Функционализм. Изучение функций сознания как основная задача психологии. Адаптация – основная функция сознания (У. Джеймс). Соотнесение сознания с телесным действием (как инструментом приспособления к среде) и с особенностями личности (как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т. п.). Непрерывность сознания. Идея потока сознания.
Основные направления психологии в 20 в.: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, гештальтпсихология, когнитивизм.
Бихевиоризм. Объективность методов как   условие становления научности психологии и постулат бихевиоризма. Поведение – предмет изучения психологии и система реакций. Схема поведения: «стимул» → «реакция».  Нивелирование роли сознания.  Необихевиоризм. Инструментальные (Э. Торндайк, 1898) и оперантные (Б. Скиннер, 1938) исследования. Вклад бихевиоризма в развитие психологии: естественнонаучность исследований, принятие принципов научности–объективности, доказуемости, экспериментальности, возможности предсказания. Введение объективного метода. Значительная разработка проблем научения, образования навыков и др. Основные недостатки бихевиоризма: недоучет сложности психической деятельности человека, сближение психики животных и человека, выполнение исследований на животных.
Психоанализ. Связь между сознанием и бессознательным как предмет психоанализа. Методы изучения: анализ сновидений, ассоциативный эксперимент, анализ ошибочных действий, метод свободных ассоциаций. Теория бессознательного. Три сферы, или области психики: сознание, предсознание и бессознательное. Структура личности по З. Фрейду: «Оно», «Я» и «Сверх Я». Влияние фрейдизма  на появление и развитие новых теорий и ветвей психологии. Работы К. Г. Юнга, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Хорни.
Гуманистическая психология. Предмет изучения: целостная личность, способная к самореализации, самоактуализации, к свободе выбора, ответственности за свои поступки. Изучение психически здоровой личности. Оптимистический взгляд на при¬роду человека. Нарушение конгруэнтности как основная причина невротизации личности (К. Роджерс). Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация.
Гештальтпсихология. Исследование целостной структуры психики. Представления о запрограмированности определенных внутренних структур и их влиянии на перцептивные и когнитивные процессы. Исследования зрительного восприятия. Открытие инсайта.
Когнитивная психология. Процессы приема, переработки и использования информации как предмет исследования. Попытки изучить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

ТЕМА 1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
Психология как наука. Место психологии в системе наук. Особенности психологии как науки. Понятие о психологических фактах, закономерностях. Особенности психических явлений. Классификация психических явлений. Психические процессы, свойства, состояния. Понятие о психике. Основные функции психики. Психика и организм. Психика, поведение, деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Современное состояние и актуальные проблемы психологической науки и практики.

ТЕМА 1.3. Проблема измерения в психологии
Измерение как выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений. Измерение в широком смысле: процедура, приписывания чисел (или порядковых величин) вещам по определённым правилам. Установление соответствия между некоторыми свойствами чисел и свойствами вещей - условие возможности измерения в психологии. Основная предпосылка измерений: все что существует, каким-либо образом проявляется или на что-нибудь действует. Понятие переменной. Различие величин переменных психических явлений и факторов развития у отдельных индивидов или в разное время. Определение «веса» одного показателя по сравнению с другим как общая задача измерений. Характеристики измерений: количество или диапазон переменной (число правильных ответов, диапазон интересов и др.); б) частота проявления; в) интенсивность, величина или сила проявления.
Основные направления измерений: психофизическое и психометрическое. Г.Т Фехнер –  основатель психофизического направления общей психологии. Объяснение многообразия наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями вызывающих их физических ситуаций как специфика психофизики. Психофизические исследования сенсорных процессов: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Психометрическое направление измерений. Разработка и использование тестов как основной путь реализации психометрии. Невозможность прямого измерения психологических явлений и специфика числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данным такого рода. Шкалирование как один из основных методов математического анализа изучаемого явления. Шкалирование как возможность моделирования реальных процессов с помощью числовых систем и организации эмпирических данных. Методы шкалирования как особые приёмы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную. Четыре уровня (или шкалы) измерения: шкала наименований (номинальная), порядка (ординальная), интервалов (интервальная), отношений (пропорциональная). Различие шкал по математическим свойствам и способам сбора информации. Шкала оценок как прием распределения совокупности изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Субъективные оценки данного свойства, усреднённых по группе экспертов как основа шкалы оценок. Школьная система баллов – простейший пример шкалы оценок. Основные процедуры шкалирования с помощью шкалы оценок сравнение объектов, отнесение их к категориям и др.
Шкала установок как приём сравнения индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. Подбор суждений, максимально выражающих возможные отношения субъекта к определённому социально-психологическому явлению. Включение в шкалу установок суждений, имеющих наиболее высокую оценку.
Валидность и надежность измерений.

ТЕМА 1.4. Планирование и организация психологического исследования
Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Два уровня методологии: уровень стратегии исследования (метод); уровень методики. Уровни в системе психологических методов (по В.Н. Дружинину) уровень методики, уровень методического приема, уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.), уровень организации исследования, уровень методического подхода.
Тема исследования как ограничение области исследования, круга проблем, предмета и метода. Первичная постановка проблемы. Этап работы с научной литературой. Изучение теорий и эмпирических данных относительно изучаемой проблемы. Ознакомление с базовыми понятиями. Уточнение проблемы, возникновение гипотезы, идеи, и плана исследования как результат работы с научными источниками. Уточнение гипотезы и определение переменных. Отличие формулировки экспериментальной гипотезы от теоретической. Выбор исследовательского инструментария. Связь метода и предмета исследования. Планирование исследования. Выявление внешних (мешающих) переменных, которые могут влиять на исследуемую переменную. Обеспечение валидности. Выбор экспериментального плана. Отбор и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым экспериментальным планом. Проведение эксперимента. Этапы эксперимента. Подготовка эксперимента. Инструктирование и мотивирование испытуемых. Экспериментирование. Выбор метода статистической обработки. Выводы и интерпретация результатов.

ТЕМА 1.5. Гуманитарный и естественнонаучный подходы в психологическом исследовании
Гуманитарный подход в психологическом исследовании. Отношение к человеку как к активной и творческой индивидуальности как базовая посылка подхода. Понимание и интерпретация как основа в обнаружении культурно обусловленных психических феноменов. Представление о сознании как о функции способной к адекватной саморефлексии и отражению объектов реальности. Контакт наблюдателя с изучаемым феноменом как условие более полного его понимания.  Целостность исследования качественных особенностей феноменов. Обеспечение объективности через ориентацию на комплексные качества феноменов. Направленность исследования на постижение сущностных особенностей феноменов, а не на их простую фиксацию. Положение о нетождественности наблюдателя и реальности. Неполное соответствие наблюдений реальности феномена. Контроль идей исследователя на предмет их соответствия наблюдаемым феноменам (валидность). Дескриптивная валидность как метод проверки точности описания фактов. Интерпретационная валидность – контроль умозаключений о значениях действий. Теоретическая (объяснительная) валидность – идентификация мотивов и причин как источников феноменов. Перепроверка исследований психологических феноменов в множестве ситуаций, состояний, действий. Учет характера предшествующих и последующих ответов респондента. Концептуальность в определении изучаемых феноменов. Объяснение изучаемых феноменов.
Естественнонаучный подход в психологическом исследовании. Научная революция в Европе как предпосылка развития естественнонаучной традиции в психологии. Заимствование психологией ряда фундаментальных идей естественных наук об устройстве мира и способах его познания. Перенесение физической идеи энергии для объяснения движущих сил психики. Признаки естественно-научного подхода. Принятие посылок о реальности пространства и времени, материи, природы, вещей и людей, измеримости всего существующего, универсуме как некотором порядке, обусловленности событий, способности людей понимать их универсум. Позиция систематического эмпиризма как основа добывания знаний. Систематический эмпиризм как планирование, структурирование и систематизации данных наблюдения и эксперимента с позиций определенной теории. Эмпиричность знаний. Наблюдение и эксперимент как основные методы эмпирического исследования.
Эмпиризм как выделение отдельных признаков (переменных) в изучаемом явлении, выражение качественных особенностей явления в количественном виде, выражение концепции через ее эмпирические референты, применение операциональных дефиниций при тестировании теорий и формулировании исследовательских гипотез.
Невозможность вмешательства наблюдателя в наблюдаемые феномены.
Исследование ненаблюдаемых феноменов с помощью косвенных методов измерения. Описание, объяснение и предсказание фактов, представляющих фрагменты реальности. Преобладание теорий каузального типа. Применение экспериментальных и других методов для определения вкладов одних факторов в изучаемое явление независимо от других в контролируемых условиях. Публичность представления данных исследования.
Перспективы применения гуманитарного и естественнонаучного подходов в психологическом исследовании.

ТЕМА 1.6. Методы психологии
Классификация методов психологического исследования
Классификация методов в психологии по Б. Г. Ананьеву: организационные методы (сравнительный, лонгитюдный и ком¬плексный); эмпирические методы (наблюдение и са¬монаблюдение, эксперимент, психо¬диагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод); способы обработки данных; (методы математико-статистического анализа данных и качественного описания); ин¬терпретационные; (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы классификация, типологизация и др.).

Психологический эксперимент
Эксперимент – основной метод современной психологии. Выявление причинно-следственных связей и воздействие на объект исследования как основные отличия эксперимента от других методов исследования. Независимая переменная. Зависимые переменные. Виды эксперимента: идеальный и реальный. Степень соответствие между идеальным и реальным экспериментом как мера его внутренней валидности. Влияние побочных переменных. Внутренняя валидность как характеристика меры влияния независимой переменной (условий, которыми варьирует экспериментатор) на зависимую переменную. Побочные, «мешающие» влияния в реальном эксперименте и способы их контроля: уравнивание условий, групп, «параллельный контроль» (в контрольной и экспериментальной выборке), анализ результатов в выборках, подчиняющихся законам случайного распределения. Виды экспериментов. Квазиэксперимент как исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором уравнивание и параллельный контроль групп заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (групп) до и после воздействия. Естественный и формирующий эксперимент как квазиэкспериментальные методы. Возможности и ограничения эксперимента. Этические проблемы при проведении эксперимента.

Метод опроса
Опрос как метод, направленный на сбор данных о мнениях, убеждениях людей. Сферы применения опроса в возрастной психологии, психологии личности и социальной психологии. Применение метода опроса на производстве, медицине, политике, образовании и пр. Виды опроса: интервью и анкетирование. Ф. Гальтон – пионер использования анкеты. Виды вопросов при опросе: открытые и закрытые. Опросы мнений как выявление отдельных несуммарных мнений по разным вопросам. Опросы репрезентативных выборок как средство описания общественного мнения на момент процедуры. Шкалы аттитюдов как инструмент измерения суммарного показателя, указывающего силу и направление аттитюда. Факторы, искажающие опрос: нерепрезентативные выборки, влияние определенной последовательности вопросов на ответы респондентов, «заданность» структуры ответов, особенности формулировки вопроса.
Возможности опроса: экономичность, возможность обследования больших групп людей, доступность, возможность (при открытых вопросах) выявления суждений респондента не «заданных» структурой ответа. Ограничения: высокая вероятность неискренних ответов, трудности обработки «открытых» ответов респондента, зависимость ответов от особенностей взаимоотношения респондента с интервьюером.

Тестирование
Тесты как инструмент стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Исходные предпосылки при создании теста: шкала интервалов, линейность и одномерность измеряемого свойства, исходная посылка о возможности описания распределения измеряемых свойств кривой нормального распределения. Тест как инструмент измерения, результаты которого зависят от величины выраженности свойства у испытуемого и самой процедуры измерения. Наличие «истинных» показателей у любых свойств личности и их отклонения на величину случайной погрешности при реальном измерении. Приравнивание результатов многократного выполнения теста к «истинной» величине измеряемого параметра. Классификация свойств по интенсивности и ее изменениям. Точечные, линейные, многомерные свойства. Составляющие психологического теста: задания и инструкции. Тест как инструмент количественной оценки свойств. Надежность теста. Типы надежности. Ретестовая надежность. Надежность взаимозаменяемых форм. Надежность эквивалентных половин теста. Валидность теста как способность измерять только измеряемое свойство. Очевидная валидность. Конкретная (конвергентно-дивергентная) валидность. Прогностическая валидность. Содержательная валидность. Конструктная валидность.
Области применения и разновидности тестов. Тестирование в образовании, профессиональной деятельности, клинической психологии и психологическом консультировании. Индивидуальные, групповые и компьютерные тесты. Закрытая и открытая информация о тестах. Проведение тестирования. Подготовка к проведению тестирования. Условия тестирования. Тестирование. Характеристики тестирующего и ситуационные переменные. Влияние тестовой тревожности и факторов обучения на выполнение тестов. Возможности тестов. Исследование широких групп людей. Разнообразие параметров исследования. Этические аспекты психологического тестирования. Компетентность тестирующего. Профессиональная ответственность издателей тестов. Защита неприкосновенности личной жизни. Конфиденциальность. Сообщение результатов теста.

Метод наблюдения в психологии
Наблюдение и самонаблюдение как старейшие психологические методы. Наблюдение как целенаправленное, организованное вос¬приятие и регистрация поведения объекта. Незаменимость наблюдения в исследовании естественного поведения; анализе целостной картины происходящего, эксперименте как дополнительного источника информации. Доступность и экономичность наблюдения. Трудности использования наблюдения: проблемы операциональной валидности (категоризация по¬веденческих актов и дифференциация категорий параметров поведения), субъективизм (влияние особенностей наблюдателя на результаты наблюдения). Виды наблюдения. «Сплошное» и выборочное наблюдение. Непосредственное наблюдение и наблюдение с использованием наблю¬дательных приборов и средств фиксации результатов. Включенное и невключенное наблюдение. Варианты включенного наблюдения по информированности наблюдаемых о применении метода. Проблема наблюдателя. Этические проблемы при маскировке наблюдателя.

Проективные методы
Положение проективных методов в системе психологических методов по Б.Г. Ананьеву. «Промежуточный» статус проективных методов между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Развитие проективных методик из терапевтических методов, применявшихся к психически больным. Основная гипотеза создателей проективных методик: особенности восприятия ситуации отражает фундаментальные аспекты психики человека. Глобальный подход к оценке личности. Фокусировка внимания не на измерении отдельных черт, а на картине личности в целом. Типичные и общие особенности проективных тестов: неопределенность материала или инструкции к заданию; «открытость» множества потенциальных ответов; атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора; измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с соци¬альной средой. Достоинства проективных методик: чувствительность к выявлению скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности, «свобода» структуры ответа. Недостатки проективных методов: субъективизм и слабая стандартизация. Примеры проективных тестов. Тематический апперцепционный тест (ТАТ), тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен», анализ почерка.

Беседа
Метод беседы. Коммуникация между субъектом и объектом исследования как специфическая особенность метода беседы. Виды беседы: клиническая беседа и интервью. Клиническая беседа как способ исследования целостной личности. Влияние особенностей фиксации данных на ход беседы и обработку полученных данных. Недостатки записи хода беседы исследователем: потеря искренности, нарушение свободного хода беседы. Потеря и искажения информации при записи по памяти. Достоинства и недостатки аудио- и видеозаписи беседы: точность фиксации, возможности оценки результатов беседы экспертами, многократного и детального анализа, этические проблемы скрытой фиксации беседы.

Интервью
Интервью как один из видов метода опроса в социальной психологии. Особенности структурированного и неструктурированного интервью. Значимость доверительного контакта при проведении интервью. Заочный опрос или анкета. «Открытые» или «закрытые» анкеты. Сферы применения метода интервью.
Качественные методы в психологии
Качественная методология: основные принципы, краткая история. Современные качественные исследования: теории (подходы) (феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, теории дискурса, психоанализ, культурные исследования,), методы (биографический, феноменологический, этнографический, метод дискурс-анализа, исследование единичного случая – кейс-стади), процедуры исследования.

ТЕМА 1.7. Сознание и бессознательное
Сознание как специфически человеческая характеристика. Многоплановость сознания. Сознание как предмет изучения в философии,  социологии, психологии. Материалистическое понимание сознания как высшей форма психического отражения действительности, опосредованной общественно-исторической деятельностью людей. Диалектический материализм. Сознание как функция мозга; отражение объективного мира; необходимая сторона практической деятельности человека. Идеалистическое понимание сознания как начальной формы собственно человеческого бытия. Основные характеристики сознания в идеализме: имманентность, спонтанность развития и возможность понимания сознания исключительно из самого себя.
Важнейшие функции сознания: мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности. Характеристики сознания: ориентированность на ценности, принятые субъектом, рефлексивность, социальная обусловленность, категориальность.(непрерывность, уровневость) Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Развитие человеческого мозга как основная предпосылка и условие развития сознания. Труд как фактор появления сознания. Роль совместной деятельности и развитие функций руки.
Неосознаваемая область психического – бессознательное. Представленность бессознательного во всех психических процессах, свойствах и состояниях. Связь между сознанием и бессознательным как предмет психоанализа. Методы изучения бессознательного: анализ сновидений, ассоциативный эксперимент, анализ ошибочных действий, метод свободных ассоциаций. Теория бессознательного. Три сферы, или области психики: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное в работах К. Юнга. «Личное бессознательное» – ранее осознаваемые, но подавленные конфликты, воспоминания и недостаточно яркие чувственные впечатления. «Коллективное бессознательное» – всеобщая наследственность человечества. «Социальное бессознательное» Э. Фромма как «бегство от личной свободы». Исследование бессознательного в отечественной физиологии (в связи с проблемами регуляции движений, корково-подкорковых соотношениях сна, гипноза и др.) и психологии (в связи с проблемами мотивации, аффектами и направленностью). Исследования бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе.


Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СВОЙСТВА

ТЕМА 2.1. Темперамент
     Понятие о темпераменте. Роль темперамента в психике  и поведении. История учения о темпераменте. Основные концепции темперамента. Гуморальные теории темперамента. Конституциональные теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Психологическая структура темперамента. Свойства темперамента. Типологии темпераментов. Темперамент и деятельность. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.

ТЕМА 2.2. Характер
     Понятие о характере. Характер как система отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе, вещам. Взаимосвязь характера с темпераментом. Его сходство и отличие. Социальная обусловленность характера. Структура характера. Черты характера как отношения личности. Проблема типологии характеров.
     Проявление характера в деятельности, речи, поступках человека. Формирование характера.
     Акцентуация характера. Понятие об акцентуации характера. Признаки акцентуации характера. Место наименьшего сопротивления, слабое звено характера. Проблема типологии акцентуаций характера.

ТЕМА 2.3. Способности
Основные признаки способностей по Б. М.Теплову. Способности как: индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; необходимое условие достижения человеком успеха в деятельности; характеристики, не сводимые к наличию знаний, навыков, умений. Отражение в способностях всей системы взаимосвязей качеств человека. Различия в динамике приобретения способностей. Количественная и качественная характеристики способностей. Количественные характеристики способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Качественные характеристики способностей. Критерии выраженности способностей: результативность деятельности, темп развития и обучения, оригинальность выполнения работы. Общие и специальные способности, их взаимосвязь. Взаимосвязь общих и специальных способностей. Анатомо-физиологические основы способностей. Задатки способностей как морфологические и функциональные особенности мозга и нервной системы и условие развития способностей. Многовероятность реализации задатков. Условия развития способностей: включение в деятельность, воспитание черт характера, определяющих отношение к труду, научная обоснованность процессов обучения и воспитания. Проявление способностей в деятельности. Проблемы ранней диагностики способностей. Проблемы валидизации тестов общих способностей. Культурные влияния на результаты тестирования. Проблема соответствия результатов лабораторных исследований способностей и способностей, проявляющихся в естественных условиях. Содержательно-этические проблемы применения тестов интеллекта.

ТЕМА 2.4. Мотивация
      Мотивация как проявление потребностей личности. Функции и виды мотивов. Потребности. Специфика потребностей человека. Виды потребностей. Влечения, желания. Уровень притязаний личности. Направленность личности. Направленность личности как иерархическая система потребностей, мотивов и целей личности. Интерес в структуре личности. Смысловые, ценностные, эмоциональные ориентации личности. Убеждения и мировоззрение. Психологические основы воспитания направленности личности. Проблема диагностики мотивации.

ТЕМА. 2.4. Интеллект. Проблема диагностики интеллекта
Неоднозначность и множественность определений интеллекта. Тестологический подход к интеллекту: интеллект как достигнутый уровень психического развития. Исследования «сенсомоторного» интеллекта Ф. Гальтоном. «Психологический» подход к исследованию интеллекта: А. Бине и С. Саймон. Выделение фактора общих способностей: Ч. Спирменом и «первичных умственных способностей» Л. Терстоуном. Положение об иерархической организации интеллекта в психометрических исследованиях.
 Экспериментально-психологический подход к интеллекту: интеллект как исследование когнитивных процессов, позволяющих объяснять индивидуальные различия в тестах на IQ. Биологическая, психометрическая и социальная концепции интеллекта по Г. Айзенку. Интеллект как общая способность к познанию и решению проблем; система всех познавательных способностей индивида; способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».
Ограничения тестов интеллекта. Проблемы валидизации тестов интеллекта. Культурные влияния на результаты тестирования. Проблема соответствия данных об интеллекте, измеряемых в искусственных условиях, интеллекту, который проявляется в естественных условиях. Содержательно-этические проблемы применения тестов интеллекта.


Раздел 3. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 3.1. Общая характеристика познавательных процессов
Отличие познавательных процессов от процессов эмоциональных и волевых. Различные классификации познавательных процессов: модель психического отражения Б.Ф. Ломова, модель организации познавательных процессов Л.М. Веккера. Познавательный процесс: процессуальный и результативный аспекты. Познавательные процессы как формы деятельности; познавательные процессы и субъект. Познавательные процессы и сознание. Развитие познавательных процессов в филогенезе и онтогенезе. Образ и понятие как основные формы психического отражения.

ТЕМА 3.2. Ощущение
Понятие об ощущении. Функции ощущений. Строение и функции сенсорно-перцептивной системы. Классификации ощущений (систематическая, структурно-генетическая), виды ощущений (кожные, обонятельные, вкусовые, зрительные, слуховые, статические и кинестетические, органические ощущения, осязание). Свойства (модальность, интенсивность, длительность, пространственная локализация, эмоциональный тон ощущений) и закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, взаимодействие ощущений). Основной психофизический закон. Пороги чувствительности. Теории ощущений (рецепторная, рефлекторная и др.).  Методы исследования ощущений (метод границ, метод установки, метод постоянных раздражителей).
ТЕМА 3.3. Восприятие
Понятие о восприятии. Ощущение и восприятие. Функции восприятия. Физиологические основы восприятия. Характеристики перцептивного образа (константность, предметность, целостность, обобщенность). Виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое). Восприятие пространства, времени, движения. Перцептивная деятельность. Теории восприятия (ассоциативная теория, гештальттеория, теория категоризации Дж. Брунера, теория перцептивного цикла У. Найссера, экологическая теория В. Гибсона). Иллюзии восприятия. Методы исследования восприятия.

ТЕМА 3.4. Представление и воображение
Представление и воображение как вторичные образы. Функции представлений и воображения. Эмпирические характеристики вторичных образов (панорамность, фононезависимость, схематизация образа,  симультанность, неустойчивость, фрагментарность, обобщенность). Классификации видов представлений (зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные, органические; репродуктивные, антиципирующие представления; статические, кинетические, преобразующие представления)  и воображения (произвольное, непроизвольное воображение; активное, пассивное воображение; творческое, воссоздающее воображение). Характеристика приемов создания образов воображения (агглютинация, типизация, акцентирование, схематизация, гиперболизация). Формы воображения (фантазия, грезы, сновидения). Развитие воображения в онтогенезе. Воображение и творчество. Методы исследования вторичных образов (оценка деятельности и анализ объективных показателей актуализированных представлений, субъективное оценивание характеристик образа, пространственные тесты мысленного манипулирования).

ТЕМА 3.5. Мышление
Мышление как процесс и как результат. Функции мышления. Физиологические механизмы мышления. Мышление и чувственное познание. Фазы мыслительного процесса (возникновение проблемы, выдвижение и перебор гипотез, проверка гипотез, реализация решения). Операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация) и формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Классификации видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление; практическое, теоретическое мышление; алгоритмическое, эвристическое мышление; дискурсивное, интуитивное мышление). Мыслительная деятельность. Развитие мышления в онтогенезе. Теории мышления (ассоциативная психология, Вюрцбургская школа, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, подход Ж. Пиаже). Мышление и творчество. Методы исследования мышления.
ТЕМА 3.6. Язык и речь
Понятие о речи, отличие речи от других познавательных процессов. Язык, речь, речевая деятельность. Функции речи. Речь и мышление. Физиологические механизмы речи. Механизмы порождения и восприятия речи. Классификации видов речи (внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь; устная, письменная речь; диалогическая, монологическая речь). Филогенез языка (теория звукоподражания, трудовая теория происхождения языка, жестовая теория, теория междометий, теория социального договора), речевой онтогенез (доречевой этап, этап первичного освоения языка, этап усвоения грамматики). Методы исследования речи.

ТЕМА 3.7. Память
Понятие о памяти. Функции памяти. Процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Эффекты памяти («эффект края», «эффект генерации», «эффект Зейгарник»). Классификации видов памяти (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая память; сенсорная, кратковременная, долговременная, оперативная память; произвольная, непроизвольная память). Физиологические механизмы памяти. Мнестическая деятельность. Развитие памяти в онтогенезе. Способы активизации памяти. Теории памяти (ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, модели памяти в когнитивной психологии – А. Бродбент, Р. Аткинсон, подход к изучению памяти в рамках теории деятельности – А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов). Методы исследования памяти.

ТЕМА 3.8. Внимание
Понятие о внимании. Функции внимания. Физиологические механизмы внимания. Свойства внимания (концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение). Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Теории внимания (функционализм, гештальтпсихология, когнитивные модели внимания – Д. Бродбент, У Найссер, А. Трисман, Д. Канеман; внимание как деятельность контроля – теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Развитие внимания в онтогенезе. Способы активизации внимания. Методы исследования внимания.

ТЕМА 3.9. Эмоции и чувства
Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств: регулирующая, организующая, тонизирующая, сигнальная. Основные характеристики эмоций и чувств: знак эмоции (позитивное или негативное значение эмоционального переживания для человека), качество эмоции, динамика протекания эмоции (длительность, интенсивность, сила, глубина), внешнее проявление эмоций, степень осознанности эмоций. Структура эмоций, основные ее компоненты: психологический, поведенческий, соматический. Классификация эмоций: аффекты, собственно эмоции, настроение, стресс, чувства.

ТЕМА 3.10 . Воля
Понятие воли. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Функции воли. Теории воли. Характеристики волевых действий. Структура волевых действий. Основные этапы волевого действия: формулирование цели, принятие решения, исполнение намеченного, контроль исполнения. Волевые качества человека их развитие. Волевая регуляция поведения и деятельности.


Раздел 4. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

ТЕМА 5.1. Психические состояния и их регуляция
Понятие о психическом состоянии. Место психических состояний в ряду других психических явлений. Отличие психических состояний от психических процессов и свойств. Основные характеристики,  функции психических состояний. Функции адаптации, регуляции, интегрирующая функция психических состояний. Структура психических состояний. Физиологические основы состояний. Саморегуляция состояний. Приемы саморегуляции психических состояний. Релаксация, визуализация, самовнушение, аутогенная тренировка, самоприказы, переключение, общение, использование положительных образов и воспоминаний, двигательная, физическая активность, режим сна и отдыха.


ПРОГРАММА КУРСА ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК НАУКА

ТЕМА 1.1. Предмет, задачи, актуальные проблемы психологии личности

     Предмет, задачи психологии личности. История становления психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Личность как предмет и объект исследования. Основные проблемы исследования личности. Проблема понятия, структуры личности. Основные черты и диспозиции личности. Проблема типологии личности. Проблема мотивации и движущих сил развития личности. Проблема развития. Проблема адаптивного и дезадаптивного поведения личности. Проблема психического здоровья. Проблемы методологии и методов изучения личности. Перспективы исследования личности.

Раздел  2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 2.2. Психоаналитическая теория З. Фрейда

     История жизни Фрейда, ее влияние на формирование теории личности. Основные положения психоанализа. Понятие катарсиса. Формы проявления и методы исследования бессознательного в психоанализе. Основные потребности личности. Структура личности по Фрейду. Психологические механизмы защиты. Психосексуальные стадии развития личности. Проблема типологии личности. Типы личности. Общие критические замечания. Вклад З. Фрейда в развитие психологического знания, достоинства и недостатки его подхода к изучению личности. Перспективы теоретических и эмпирических исследований в рамках психоаналитического направления.

ТЕМА 2.3. Индивидуальная психология А.Адлера

    Значение важнейших событий жизни А. Адлера для понимания его теории личности. Основные положения теории индивидуальной психологии. Неполноценность и компенсация. Причины неполноценности. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Жизненные цели личности. Стиль жизни и порядок рождения детей в семье. Проблема типологии личности. Понятие социального интереса.  Социальный интерес как показатель психического здоровья личности. Представление человека о себе и окружающем мире. Схема апперцепции. Творческая сила «Я». Вклад А.Адлера в развитие психоанализа и психологического знания в целом. Критические замечания. Перспективы дальнейших исследований в рамках теории А. Адлера.
 
 
 ТЕМА 2.4. Аналитическая психология К.Юнга
 
      История жизни К. Юнга и наиболее важные события его биографии, существенные для понимания его концепции. Основные положения аналитической психологии К. Юнга. Структура личности. Личное и коллективное бессознательное. Понятие об архетипах. Персона. Тень. Анима и Анимус. Самость. Понятие об интроверсии, экстраверсии. Психологические функции. Проблема типологии личности. Проблема развития личности. Критические замечания. Вклад К. Юнга в развитие психоанализа и психологического знания. Перспективы дальнейших исследований.

 ТЕМА 2.5. Неофрейдизм. Современные психоаналитические теории.
 
       Социокультурная теория личности К. Хорни. Детство К. Хорни, ее взаимоотношения с близкими в семье, их влияние на становление ее взглядов относительно психологии личности. Основные положения социокультурной теории К. Хорни. Развитие личности. Базальная враждебность. Базальная тревога. Невротические потребности как способ компенсации базальной тревоги. Ориентация на людей, от людей и против людей. Типы личности: уступчивый, обособленный, враждебный. Взгляд на природу женщины. Критические замечания. Вклад К. Хорни в развитие психологического знания. Перспективы эмпирических исследований.
     
      Теория личности Э. Фромма. Индивидуальная история жизни Э. Фромма. Основные положения концепции Э. Фромма. Механизмы бегства: моральный мазохизм, садизм, деструктивность, автоматический конформизм. Позитивная свобода. Экзистенциальные потребности личности. Проблема типологии личности. Типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накапливающий, рыночный, продуктивный. Критические замечания. Перспективы исследований.
 
      Теория становления личности Э. Эриксона. Наиболее важные события жизни Э. Эриксона, существенные для понимания его концепции. Основные положения теории  Эго-психологии. Эпигенетический принцип. Групповая идентичность. Эгоидентичность. Возрастные кризисы личности. Новообразования личности. Эпигенетическая концепция развития личности. Психосоциальные стадии развития личности. Младенчество. Раннее детство. Возраст игры. Школьный возраст. Юность. Ранняя зрелость. Средняя зрелость. Поздняя зрелость. Исследования эгоидентичности. Критические замечания. Перспективы исследований.
        
      Современные психоаналитические теории. Ортодоксальное направление. Последователи теории Фрейда (В. Штеккель, Анна Фрейд, Давид Рапаппорт). Я-психология и ранняя теория отношений. Современное развитие теории отношений. Венгерская школа (Сандор Ференци, Михаэль Балинт). Психоанализ в Англии. Теория отношений Мелани Клейн. Рене Спиц и его вклад в проблему генезиса отношений. Теория отношений в работах Д.Винникот. Алиса Миллер и концепция истинного и ложного Я.  Теория отношений Отто Ф. Кернберг. Психология самости Гейнц Когут. Новый метод  работы с клиентом в подходе Гельмута Томэ. Маргарет Малер и представление о психическом рождении человека. Теория отношений в работах Альфреда Лоренер, Клаус Хорн.
 
 
 ТЕМА 2.6. Теории личности в гуманистической психологии.
     
      Гуманистическая теория личности А. Маслоу. События жизни А. Маслоу, имеющие важное значение для становления его взглядов относительно проблем психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Человек как единое целое. Методология исследования. Творческий потенциал личности. Психическое здоровье личности. Мотивация: иерархия потребностей. Физиологические потребности. Потребности безопасности. Потребности принадлежности и любви. Потребности самоуважения. Потребности самоактуализации. Критерии самоактуализации. Исследование самоактуализации. Характеристика самоактуализирующихся людей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Критические замечания. Возможности эмпирического изучения самоактуализации  и основных потребностей личности.
     
      Теория личности К. Роджерса. История жизни К. Роджерса. Взгляд К. Роджерса на природу человека. Индирективный метод психотерапии. Индирективное поведение личности. Самооценка и восприятие. Субъективный опыт личности. Я-концепция личности. Идеальная и истинная самость. Развитие Я-концепции личности. Безусловное позитивное внимание. Психотерапия, центрированная на клиенте. Обучение, центрированное на учащемся. Вклад К. Роджерса в развитие психологического знания и в теорию и практику обучения. Критические замечания. Возможности эмпирических исследований в рамках подхода К. Роджерса.
 
 
 ТЕМА 2.7. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
 
      Понятие личности в концепции Г. Олпорта. Теория черт личности. Генерализованные и устойчивые черты, определяющие черты личности. Общие и индивидуальные (морфологические) черты личности. Кардинальные и центральные диспозиции. Вторичные диспозиции. Индивидуальные диспозиции. Стиль личности. Понятие проприума (самости). Развитие самости. Стадия телесной самости, ощущение самоидентичности, чувство самоуважения, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, проприотивное стремление. Мотивационная обусловленность поведения и концепция функциональной автономии. Виды функциональной автономии: устойчивая функциональная автономия и собственная функциональная автономия. Процесс становления личности. Методы исследования индивидуальных черт (описание клинического случая, анализ дневников, писем, личных документов). Методы исследования общих черт личности (сравнение черт с помощью тестов). Перспективы исследований.
 
 
 ТЕМА 2.8. Когнитивная теория личности Дж. Келли
 
      Основные события жизни Дж. Келли, значимые для понимания его подхода к изучению личности. Основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм и восприятие реальности. Интерпретация событий и поведения человека. Подход к человеку как к исследователю. Теория личностных конструктов. Биополярность и дихотомичность конструкта. Свойства и типы конструктов. Диапазон и фокус применимости конструкта. Проницаемость и непроницаемость конструктов. Типология личностных конструктов. Личностные конструкты и социальные отношения. Взгляд Д. Келли на мотивацию и индивидуальность человека. Общие критические замечания. Перспективы изучения личностных конструктов.
 
 ТЕМА 2.9. Социально-когнитивные теории А.Бандуры и У. Мишела
Взгляд на человека как на активное существо. Роль когнитивных процессов в поведении человека. Когнитивные процессы и научение. Взаимодействие человека с окружающей средой. Понятие реципрокного (взаимного) детерминизма. Структура личности. Ожидания-убеждения. Компетентности-навыки. Цели. Понятие самоэффективности. Самоэффективность и восприятие себя. Мотивация и стремление к цели. Развитие когнитивных навыков и компетентностей. Смещение акцента с черт личности на функционирование индивида в конкретных ситуациях. Метод самоотчета в изучении личности, систематические наблюдения за внешними действиями, стратегия микроаналитического исследования в изучении представлений человека о самоэффективности.

 

 


Раздел 3. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 3.1. Теории личности А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева
Концепция личности А.Ф. Лазурского. Поведение личности как показатель степени развития элементов личности и способов их взаимных сочетаний. Понятие эндо – и – экзопсихики. Эндопсихика как ядро личности. Выражение внутренних взаимозависемостей психических элементов и функций в эндопсихических проявлениях. Отражение эндопсихики в экзопсихических проявлениях. Экзопсихика как выражение внешних условий. Отношения личности к внешним объектам, среде как детерминанта экзопсихики и индивидуальности. Влияние экзокомплекса на усиление психических свойств.
Концепция личности В.Н. Мясищева. Личность как сложнейшее и высшее образование в психике человека. Интегральность понятия «личность». Требования социума как детерминанта личности. Отражение идейных переживаний человека в личности. Личность как система отношений человека к окружающей действительности. Характеристики отношений. Множественность. Эмоционально-оценочная избирательность. Эмпиричность возникновения отношений. Отношения как выражение связей человека с миром. Иерархичность и взаимосвязанность отношений личности. Направленность как доминирующие отношения личности. Желания и достижения. Связь развития личности с накоплением опыта, сознанием и самосознанием и уровнем функциональных возможностей (интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств). Формы накопления опыта (знания, навыки, умения, отношения). Динамика реакций (темперамент, высшая нервная деятельность) как элемент структуры личности. Взаимосвязь основных компонентов или общая структура личности. Отражение цельности и гармоничности личности в характере (волевых и моральных свойств личности). Синтез реакций индивида и единство жизненного опыта как база единства личности.


ТЕМА 3.2. Теории личности и индивидуальности В.С. Мерлина
Объяснительный принцип общей теории си¬стем как теоретическая предпосылка интегрального исследования индивидуальности. Интегральная индивидуальность как саморегулируемая и самоактуализирующаяся большая система, рассматривающаяся как целостная характеристика индивидуальных свойств человека, представляющих собой иерархическую совокупность не входящих друг в друга, отдельно существующих на разных уровнях подсистем, подчиняющихся разным закономерностям и специфически связанных между собой. Урони интегральной индивидуальности: (1) индивидуальных свойств организма (подсистемы биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); (2) индивидуальных психических свойств (подсистемы: психодинамическая и психические свойства личности); (3) социально-психологических свойств (подсистемы: социальных ролей в социальных группах и коллективах, социальных ролей в социально – исторических общностях). Каузальная (однозначная) и телеологическая (много-многозначная) детерминация интегральной индивидуальности. Опосредующее звено как причина много¬-многозначных связей. Индивидуальный стиль деятельности как причина новых связей между свойствами индивидуальности, и его системообразующая функция. Личность как подсистема определенного иерархического уровня в системе человек – общество. Включение в структуру личности только свойств, находящихся во взаимно-однозначной или многозначной зависимости от отношений личности. Структура личности как взаимная связь и организация свойств личности. Свойство личности как одновременное выражение направленности, характера и способностей. Невозможность характеризовать структуру личности как систему нескольких групп свойств или подсистем. Формирование свойств личности в деятельности и их зависимость от задатков.

ТЕМА 3.3. Личность в концепции К.К. Платонова
Концепция личности К.К. Платонова как пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. Личность как динамическая система (развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции).
Критерии выделения подструктур личности: отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру; основной инструмент формирования подструктуры (воспитание, обучение, тренировка, упражнение); объективно существующая иерархическая зависимость подструктур; исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности. Подструктуры структуры личности.
1. Направленность и отношения личности: социально-психологический уровень анализа структуры личности. Отсутствие врожденных задатков, формирование путем воспитания, социальная обусловленность как общие характеристики свойств подструктуры. Формы проявления отношений и направленности личности (желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение). Отношения личности как атрибут сознания, определяющий проявления его активности.
2. Опыт: психолого-педагогический уровень анализа структуры личности. Социальные и биологические условия приобретения знаний, навыков, умений и привычек. Закрепление параметров опыта в процессе обучения.
3. Индивидуальные особенности психических процессов (функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли): индивидуально-психологический уровень анализа структуры личности. Влияние биологического фактора на развитие психических процессов и функций этой подструктуры. Память как пример биологической обусловленности индивидуальных особенностей психических процессов. Развитие памяти на основе физиологической и генетической памяти. Невозможность существования вне памяти других психических процессов и функций. Эмоции и ощущения как свойства человека и животных. Влияние упражнений на процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов.
4. Биопсихические свойства («половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности или темперамент): психофизиологический, нейропсихологический, молекулярный уровни анализа структуры личности. Зависимость биопсихических свойств от физиологических особенностей мозга. Социальные влияния как факторы субординации и компенсации биопсихических свойств личности.
Свойства личности, относящиеся к одной подструктуре личности. Свойства личности, лежащие на пересечениях подструктур личности как результат взаимосвязей различных подструктур.

ТЕМА 3.3. Личность в теории А.Н. Леонтьева
Проблема личности как проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей. Производность личности от деятельности. Деятельности субъекта как исходные единицы психологического анализа. Предметная дея¬тельность – главная разновидность деятельностей человека. Соподчинение деятельностей как основание личности. Анализ строения деятельности как приложение к характерис¬тике личности. Мотивы – главные психологические составляющие дея¬тельности. Мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Личностный смысл как отражение в сознании личности отно¬шения мотива к цели и как особое сверх¬чувственное качество личности. Интеграция личностных смыслов в систему «смысловых образований личности». Структура личности как относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивов. Характеристика общего «психологического профиля личности» через «внут¬ренние соотношения основных мотивационных линий» в совокупно¬сти деятельностей человека. Сознание как носитель процессов объедине¬ния, деятельностей, развития и распада связей между ними. Диалектическое взаимодействие и трие¬динство категорий: личность, сознание, дея¬тельность.

ТЕМА 3.4. Человекознание Б.Г. Ананьева
Тенденции к дифференциации наук и интеграции наук о человеке. Идея комплексного под¬хода к изучению человека. Необходимость исследования человека с точки зрения разных наук. Понимание индивидуальности человека как единство и взаимосвязь его свойств как личности, субъекта деятель¬ности, в структуре которых функционируют природные свойства че¬ловека как индивида. Структура индивидуальности по Б.Г. Ананьеву: индивид – личность, субъект деятельности – индивидуальность. Индивидные свойства (возрастно-половые свойства и индивидуально-типические). Темперамент и задатки как высший уровень иерархии свойств индивида). Свойства субъекта деятельности (когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность). Способности, как высший уровень иерархии свойств субъекта деятельности. Личностные свойства (характеристики статуса, социальные роли и ценности, как первичные свойства, образующие вторичные, определяющие мотивы). Наивысший уровень иерархии свойств личности – характер и склонности. Индивидуальность как высший уровень иерархии всех свойств человека. Индивидуальность как открытая система (включающая объективно исследуемые явления общественной природы) и, как замкнутая система (реализуемая через внутренние взаимосвязи ее свойств).
Принцип структурно-генетического изучения человека как теоретическая основа понимания целостности структуры индивидуальности. Исследование психических явлений в развитии. Структура психологических свойств как результат всего предшествующего развития и основание или потенциал для последующего развития.
Психография как метод целостного синтетического изучения человека. Онтопсихология. Вклад комплексных исследований в изучение индивидуальности: целостный подход к человеку, интеграция свойств человека, применение математических методов к анализу индивидуальности человека, определение роли различных свойств в структуре индивидуальности.

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 4.1.  Проблема развития личности.
      Понятие развития. Признаки развития. Типы развития. Основные закономерности и условия развития личности. Непрерывность, дифференцированность, интегрированность, неравномерность, гетерохронность, необратимость, дискретный, поступательный характер развития. Понятие социальной ситуации развития. Принцип ведущей деятельности. Основные новообразования личности. Сенситивные периоды развития.  Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности. Движущие силы развития личности. Противоречие между потребностями и возможностями человека. Активность личности.
 
ТЕМА 4.2. Проблема возрастной периодизации психического развития.
    
     Понятие развития. Проблема возраста в психологии. Понятие хронологического и психологического возраста. Классификация периодизаций возрастного развития Л.С. Выготского. Принцип дентиций и периодизация психического развития П.П. Блонского. Стадии эволюции либидо и периодизация психического развития З. Фрейда. Интеллект и возрастная периодизация Ж. Пиаже. Понятие новообразований личности, возрастных кризисов, социальной ситуации развития в периодизации психического развития Л.С. Выготского. Понятие ведущего вида деятельности и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Периодизация психического развития Д.И. Фельдштейна. Периодизации возрастного развития Э. Эриксона, Ш. Бюллер. 

Раздел 5. ЛИЧНОСТЬ В ПРОФЕССИИ

ТЕМА 5.1. Личность психолога. Современные исследования личности психолога.
     Выбор профессии и процесс идентификации личности. Мотивы выбора профессии психолога. Отношение студентов-психологов к выбранной профессии. Представление о сферах деятельности психолога. Проблема отношения к психологу в обществе. Предпосылки успешной профессиональной деятельности. Личностные особенности психолога. Роль личности психолога в его профессиональной деятельности. Профессиональные деформации личности. Синдром эмоционального выгорания у представителей социономных профессий. Современные исследования личности психолога.

Проблемы современного общества и практическая психология
Понятие «общество». Актуальные проблемы современного общества: технократичность, индустриализация, безработица, информационная перегруженность и стресс, терроризм и др. Роль практических психологов в решении проблем современного общества. Работа с жертвами террористических актов, деятельность психолога-консультанта на бирже труда. Работа практического психолога с игровой зависимостью и интернет –зависимостью. Нарциссизм как проблема личности современного общества. Особенности работы психолога-консультанта с нарциссическими расстройствами. Роль практических психологов в решении проблемы экономического кризиса и его последствий.

Сферы деятельности практического психолога.
Понятие «Практическая психология», «практический психолог». Уровни решения задач в практической психологии: научно-исследовательские задачи, прикладные задачи, практические задачи. Основные направления работы практического психолога: психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Деятельность практического психолога в сфере образования, экономики, политики, здравоохранения.

Актуальные проблемы практической психологии.
Взаимодействие профессии и общества в целом. Позиционирование и восприятие профессии психолога. Слабое осознание миссии своей профессии у психологов. Формирование профессионального сообщества. Нормативно-правовая база. Научное обеспечение практической деятельности. Система стандартизации, сертификации психологов.

Современные психосоциальные технологии.
История развития психотехнологий. Задача психотехнологий. Понятие психотехнологий. Понятие психотехники. Уровни психотехнологий: работа с телом, индивидуально-психологический уровень, социально-психологический уровень, психодуховный аспект. НЛП в рамках психотерапии. Ребефинг. Общее представление о психологическом тренинге.

Юридическое обеспечение деятельности практического психолога
Должностная инструкция психолога психолого-педагогического отделения. Юридические документы, имеющие отношение к профессиональной деятельности практического психолога. Статьи УК РФ: “Неоказание помощи больному” (ст.124), “Незаконное помещение в психиатрический стационар” (ст. 128), “Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью”(ст. 235), “Заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод” (ст. 307). Этические стандарты психологов.
Профессиональная этика практического психолога
Профессиональная и универсальная этика. Понятие этики. Этика психолога. Этический кодекс. Уровни этической регуляции (Н.С. Пряжников) – правовой, моральный, нравственный. Основные этические принципы: принцип конфиденциальности и анонимности, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, запрет давать советы, разграничение личных и профессиональных отношений.

Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в деятельности практического психолога
Проблема «выгорания. Понятие «синдром эмоционального выгорания». История изучения синдрома эмоционального выгорания. Основные симптомы синдрома эмоционального выгорания: предельное истощение; отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы; ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. Группы симптомов синдрома эмоционального выгорания (С. Кахилл) – физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальное состояние. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания (Скугаревская М.М.)

Работа практического психолога в дошкольном образовательном учреждении.
Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении. Психологический кабинет. Психологический инструментарий. Нормативная документация детского практического психолога. Специальная документация. Opганизaциoннo - мeтoдичecкaя документация. Направления деятельности психологической службы в детском дошкольном учреждении: диагностика, коррекционно -развивающие занятия, консультирование педагогов и родителей.
Психологическая диагностика как направление деятельности практического психолога
Понятие психодиагностики. Цель психодиагностики в работе практического психолога. Диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный. Диалоговый диагностический подход. Классификация психодиагностических методов Б.Г Ананьева. Предметная область психодиагностики практического психолога. Этические нормы при подборе диагностического инструментария

Работа психолога с организациями как направление деятельности практического психолога
Необходимость психолога в организации. Цели и задачи работы психолога в организации. Оценка и отбор персонала. Обучение персонала, повышение квалификации. Формы работы психолога в организации: прикладная психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, социально-диспетчерская деятельность

Работа практического психолога в школе
Предмет цели и задачи школьной психологической службы.  Главные направления деятельности школьной психологической службы.
Сравнительный анализ деятельности практического психолога на разных возрастных этапах обучения школьников. Деятельность практического психолога в начальной школе: диагностика готовности к школе,  психопрофилактическая деятельность по адаптации детей к школе, профилактика отклонений в развитии учащихся начальной школы.
Деятельность практического психолога в средней школе: диагностика мотивации учебной деятельности, уровня развития психических процессов; профилактика и коррекция отклонений в развитии и учебной деятельности. Психологическое консультирование родителей и педагогов.
Деятельность практического психолога в старшей школе: диагностика личностного и профессионального самоопределения, профилактика и коррекция отклонений в развитии личности старшеклассников, профориентационная работа со старшеклассниками. Психологическое консультирование родителей и педагогов.

Психологическая коррекция как направление деятельности практического психолога
Понятие «Психокоррекция». Психокоррекция и развитие. Понятие нормы и патологии. Критерии нормы. Группа риска. Индивидуальная и групповая  психокоррекция. Особенности коррекционной работы с разными возрастными группами: дошкольники, младшие школьники, подростки. Основные методы психокоррекции.

Работа практического психолога в высшем учебном заведении
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в вузе.
Цели и задачи работы психологической службы в вузе. Адаптация студентов к новой образовательной среде. Формирование и оптимизация психологического климата в студенческих группах. Содействие личностному росту и профессиональному становлению студентов. Профилактика нарушений работоспособности участников образовательного процесса (студенты, преподаватели). Развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса. Оказание профориентационной помощи абитуриентам высших учебных заведений.

Теоретические основы, принципы и методы групповой психотерапии и их применение в деятельности практического психолога
Понятие «групповая психотерапия». История развития групповых методов психотерапии: теория «животного магнетизма» Ф.А. Месмера, групповая психотерапия и гипноз, групповые методы в психоанализе и других школах Запада, групповые методы  работы психологов и психотерапевтов в России. Разновидности и формы групп. Принципы работы в группе. Понятие «групповая динамика». Спонтанная динамика и структурированные группы. Этапы развития группы. Члены группы, их цели и роли. Формирование групповых норм. Цели, задачи и роль ведущего терапевтической группы. Различия групповой и индивидуальной психотерапии.

Теоретические основы, принципы и методы психоаналитической психотерапии и их применение в деятельности практического психолога
История развития психоаналитического подхода. Основные положения теории З. Фрейда. Современное состояние психоанализа в России и за рубежом. Принципы психоанализа. «Рабочий альянс». Понятие сеттинга. Понятие переноса, контрпереноса. Методы психоанализа – свободные ассоциации, анализ сновидений. Понятие сопротивления.

Теоретические основы, принципы и методы арттерапии и их применение в деятельности практического психолога
Понятие арттерапии. Теоретические основы арттерапии. Принципы арттерапии. Использование методов и техник арттерапии в работе практического психолога. Психодинамическая терапия искусством (арттерапия) (Маргарет Наумбург, Бернард Леви). Группы гуманистической терапии искусством (Джейн Рин). Основные процедуры терапии искусством (арттерапии). 

Теоретические основы, принципы и методы гештальттерапии и их применение в деятельности практического психолога.
Понятие гештальттерапии. Особенности гештальттерапии. Основания гештальт-терапии: теория поля, феноменология,  «Я – Ты» – диалог. Основные теоретические положения гештальт-терапии. Основные понятия гештальт-терапии: природа человека, Поле «организм - окружающая среда», контакт и граница контакта, творческое приспособление, доминантность, острая ситуация и терапевтическая ситуация, осознавание, построение - разрушение гештальтов. Цикл контакта: преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Механизмы прерывания контакта: конфлюенция, интроектия, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм. Self в гештальттерапии. Функции Self. Принципы гештальт-терапии: «здесь и теперь», «Осознавание отношений терапевт — клиент», «разделение ответственности за изменения», «баланс фрустрации и поддержки», «исследование сопротивления», «обращение в процессе сессии к трем функциям «self». Методы гештальт-терапии

Теоретические основы, принципы и методы экзистенциальной  и гуманистической терапии и их применение в деятельности практического психолога
Истоки экзистенциальной и гуманистической психологии. Основные принципы экзистенциональной психологии. Концепция становления в экзистенциальной психологии. Гуманистическое направление в психотерапии. Базовые техники и техники воздействия в гуманистической психотерапии. Логотерапия Виктора Франкла. Психотеология - Ролло Мэй.

Психологическое консультирование как направление деятельности практического психолога
Понятие психологического консультирования. Отличия психологического консультирования и психотерапии. Подходы к практике психологического консультирования. Глубинная психология. Бихевиоральное направление. Гуманистическое направление в консультировании. Виды психологического консультирования (Г.С. Абрамова). Направления эффективности консультирования. (А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймекс-Даунинг)

Виды психологического консультирования
Понятие психологического консультирования. Виды консультирования в зависимости от психологического направления - психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология. Индивидуальное и групповое консультирование. Виды психологического консультирования (Г.С.Абрамова). Виды консультирования в зависимости от проблематики: кризисное (насилие); семейное, проблемное.  Виды консультирования в зависимости от сферы приложения: школьное; профессиональное; семейное; личностное; супервизия.
Литература
Основная
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993
3. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
4. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995.  № 1. – С. 111131.
5. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений.  М.: Московский ун-т, 1987. - 120 с.
6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
10. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.  СПб.: Питер, 2001.  688 с.
11. Бабич О.И. Синдром эмоционального выгорания: проявления, организационные факторы риска // Психология управления: опыт и проблемы работы с персоналом: материалы межрегиональной научно-практической конференции 20-21 апреля 2006 г. – Чита: Издательство БГУЭП, 2006. – С. 3-8.
12. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.; Воронеж, 2000.
13. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - Санкт-Петербург, 1999. 32с.
14. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
15. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение // Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996.
16. Вачков И. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М. Изд-во «Ось-89», 2000.
17. Вачков И.В., Гриншпун И Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог», Москва – Воронеж, 2003 г.
18. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1974-1981.
19. Величковский Б. М. Когнитивная психология. В 2 т. М., 2006.
20. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990, с.73.
22. Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
24. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека.  Пермь: Пермский государственный педагогический ун-т, 2000.  179 с.
25. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 276 с.
26. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.
27. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда. – М., 2004г, с.36.
28. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001. – 336 с.
29. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1 / Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
30. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. Киев, 1995
31. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.
32. Гудимов В.А. Факторы организационного стресса менеджеров // «Кадровое дело». 2005. №4. с.7-9.
33. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
34. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005. – 288 с.
35. Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. – М.: Смысл, 2003. – 107 с.
36. Дорфман Л.Я. Исторические и философские корни научного метода в эмпирической психологии. Екатеринбург, 2002.
37. Дружинин В. Н. Психология общих способностей.  СПб.: Питер, 2002.  368 с.
38. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000.  320 с.
39. Дружинин В.Г. Экспериментальная психология. – Спб.: Питер, 2001.
40. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М., 1997. – 328 с.
41. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
42. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
43. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
44. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 2001г.
45. Зинченко В. П. Образ и деятельность. М., 1997.
46. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002.
47. Измеров Н.Н. Стресс на работе // Социальная работа. 2001. №3. с.15.
48. Камерон К., Куинн Р. Диагностика организационной культуры. СПб., 2001.
49. Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М., 2002.
50. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
51. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. - М.: Наука, 1997. - 446 с.
52. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т., М., 1983. Т.2.
53. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1984.
54. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1998. – 100 с.
55. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
56. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
57. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: экспериментально-психологическое исследование. М., 1974.
58. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975.
59. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
60. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994
61. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб: Питер, 1997. – С. 27–33.
62. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб: Питер, 2004. – 583 с.
63. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
64. Меновщиков В.Ю. Мифология клиента нашего времени // Психологическое консультирование и психотерапия: сб. статей. Вып.I. Пермь, 1997
65. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.
66. Мерлин В. С. Структура личности: Характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу “Основы психологии личности” / Перм. гос. пед. ин-т; Науч. ред. Б.А.Вяткин. - Пермь, 1990. - 110 с.
67. Молоканов М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. №2.
68. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
69. Общая психология: Курс лекций. – Пермь: ПГУ, 2001. – 163 с.
70. Олишевский С.Е. Гуманистическая психология и феноменологический подход // Психология с  человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под. ред. Леонтьева, Щур. М., 1997
71. Петухов В. В. Психология мышления. М., 1987.
72. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
73. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб., 2000.
74. Психолингвистика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М., 2006.
75. Психологический словарь / Под ред В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
76. Р.Кочюнас Основы психологического консультирования. М.: "Академический проект", 1999
77. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М..: Изд-во института психотерапии, 2001.
78. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика, Самара 1999.
79. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.М.,1994
80. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М., 1997
81. Роджерс К. О групповой психотерапии. М. Гиль-Эстель, 1993
82. Розин В.М. Психологическая практика. М., 1995
83. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992.
84. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
85. Рудестам К. Групповая психотерапия – Спб.: Питер Ком, 1998.
86. Русакова И.Б. Управление стрессом в организации // Управление персоналом, 2004. N 12, с.11-12.
87. Селиванов В. В. Мышление и личность. Смоленск, 1998.
88. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. М., 1985.
89. Сознание // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. / Ред. колл. С. С. Аверинцев и др.  М.: Советская энциклопедия, 1989.  С. 596-598.
90. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
91. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Питер, 2001г, с.68. 
92. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой – М.: Педагогика, 1989. – 197 с.
93. Титченер Э. Два уровня сознания // Хрестоматия по вниманию. Под ред. Леонтьева А. Н., Пузырея А. А. и Романова В. Я., М.: Изд-во МГУ, 1976, С. 34-36.
94. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
95. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учеб.-практ. Пос. – 3-е изд. – М.: Дело, 2000. – 272 с.
96. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопр. психол. 2006. № 3.
97. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршиева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669 с.
98. Ушакова Т. Н. Речь: Истоки и принципы развития. М., 2004.
99. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.  СПб.: Питер, 2002.  272 с.
100. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
101. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 2000г, с.202.
102. Юревич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. № 1.
103. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии – Спб.: Изд-во «Питер», 2000
104. Ярошевский М.Г. История психологии. Учеб. – М.: Академия, 1997. – 416 с.


Дополнительная:
Данилова Н. Н. Психофизиология. М., 2002.
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1997.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
Ришар Ж.-Фр. Ментальная активность: Понимание, рассуждение, нахождение, решение. М., 1998.

 

Интернет - источники:
1. Аннелизе ХАЙГЛ-ЭВЕРС, Франц ХАЙГЛ, Юрген ОТТ, Ульрих РЮГЕР Базисное руководство по психотерапии (психологический сайт http://www.maltsevvitaly.ru)
2. Потапова А.В. Курс лекций «Психологическая служба» часть 1: Организация деятельности психологической службы (психологический сайт http://www.maltsevvitaly.ru)
3. Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование. Учебное пособие (психологический сайт http://www.maltsevvitaly.ru)

Назад

614600, Пермь, ул. Букирева 15, философско-социологический факультет, кафедра психологии развития
телефон: (342) 239-61-55