Кафедра психологии развития
Пермский государственный университет

ГлавнаяМыНовостиПроектыДля студентовДокументыАрхивПартнеры

Экономическая психология                                            

 

Темы семинарских занятий

 

Тема 1. Психология экономического поведения

1. Понятие экономического поведения. Составляющие экономического поведения. Подходы к изучению экономического поведения: экономические, психологические.

2. Когнитивные (познавательные) факторы экономического поведения (рациональное и иррациональное в экономическом поведении; принятие экономического решения, психологические затраты экономического решения).

3. Аффективные факторы экономического поведения (эмоции в поведении; связь эмоций со сферами экономического поведения; роль аффективных факторов в рекламе).

4. Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения (экономические мотивы (потребления, накопления, инвестирования);  волевые компоненты экономического поведения).

5. Основные механизмы регуляции поведения.

6. Психология экономического поведения на рынке труда (сущность понятия «рынок труда»; условия существования рынка труда; смысловые границы понятая «рынок труда»; модели рынка труда).  

7. Сравнительная характеристика рынков труда с различными социокультурными регуляторами поведения (социокультурные особенности восточного, западного и  российского рынка труда).

Литература:

1. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000. 

2. Канеман, Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, 2003, том №24, №4, С. 31-42. / kaneman-tverski.doc

3. Малахов С.В. “Экономический человек” и рациональность экономической деятельности // Психол. журнал. 1990. Т.11. No6. С.38 - 46.

 

Тема 2.  Психология принятия решений

1. Основные теоретические подходы к принятию решений. Схема процесса принятия решений.

2. Теории ожидаемой ценности.

3. Теория субъективно ожидаемой полезности.

4. Математическая теория принятия решения.

5. Определение возможных вариантов действия при принятии решений (метод мозгового штурма, метод морфологического анализа, метод синектики).

6. Оценка правильности принятия решения. Критерии правильности решения.

7. Оценка вероятных событий. Эффект наглядности. Эффект субъективной оценки малых, средних и больших вероятностей. Якорный эффект. Эффект чрезмерной и недостаточной уверенности.

Литература:

1.                  Андреева И.В. Экономическая психология. Социокультурный подход. - СПБ.: Питер, 2000.

2.                  Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. – СПб.: Питер, 2000.

3.                  Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979.

4.        Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности // Психол. журнал. 1990. Т.11. No6. С.38 - 46.

 

 
Тема 3. Психология денег

Рассматривая вопросы данной темы, следует учитывать, что социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения. Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций – вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля своего финансового положения. Экономическая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они тратят по той же модели, что и родители. Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность часто вопреки наклонностям, задаткам и способностям. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее и больше связаны с личными предпочтениями человека.

1. Восприятие денег.

2. Социокультурные особенности отношения к деньгам

3. Отношение к деньгам у разных социальных групп. Стратификация людей по отношению к величине оплаты труда, трате денег

4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами

5. Влияние денег на формирование личности

6. Влияние волевых качеств на отношение к деньгам

7. Психологические особенности функционирования денег вне сферы товарного производства

8. Проблема богатства и бедности

9. Проблема хранения и накопления денег

10. Денежные типы личности

Литература:

1.      Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.

2.      Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит. 1992. No1. С.58 -63.

3.      Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология: электронный журнал Том 3, No4, 2002. сс. 58-72.

4.      Китов А.И. Экономическая психология. - М., 1987.

5.      Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993.

6.      Мак – Дональд  Д. Игра называется бизнес. – М.: Экономика, 1975.

7.      Малахов С.В. «Экономичный человек и рациональность экономической деятельности»  //  Психологический  журнал. № 1. 1990.

8.      Малахов С.В. Основы экономической психологии. Учебное пособие. М,, 1992.

9.      Медведев В. Куда ж нам плыть? Психоанализ символики российских денежных знаков / Russian Imago 2000. Исследования по психоанализу культуры. СПб.: Алетейя, 2001. сс. 238-245.

10.  Проблемы экономической психологии. Том первый / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. Раздел 3. Психология денежного обращения. С. 207-303

11.  Фенько А.Б. Люди и деньги. М., 2005

12.  Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы и пределы возможностей // ТНЕSIS: Риск, неопределенность, случайность. – 1994.

13.  Экономическая психология. Социокультурный подход. – СПб.:Питер, 2000.

 

Тема 4. Психология производителя и предпринимательской деятельности

1. Психология производителя: цели и задачи, типы поведения производителей.

2. Психология продаж. Различные подходы к продажам и их эффективность. Выработка индивидуального стиля деятельности менеджера по продажам.    

3. Психологические предпосылки предпринимательства

4. Этика и идеология предпринимательства

5. «Образ» предпринимателя (психологический тип предпринимателя)

6. Предприниматель и менеджер (общее и различия)

7. Двухмерная модель предпринимательства

Литература:

1.      Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991.

2.      Грей К. Предпринимательство в 90-х годах // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 37-45.

3.   Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.

3.      Кретов С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М., 1992.

4.      Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2001.

5.      Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. Раздел 2. Психология предпринимательства. С. 181-267.

6.      Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства // Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999.

7.      Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – Вып.1., М., 1991. – С.30.

 

Тема 5. Психология рекламы

Рассматривая вопросы данной темы, следует учитывать, что невозможно представить современное индустриальное общество без рекламы. Рекламный бизнес занимает среди других видов бизнеса ведущие позиции. Кроме того, тесно срастаясь со средствами массовой коммуникации, он является мощнейшим средством воздействия на психику человека. Одновременно начинают формироваться и сопутствующие рекламе негативные явления: система обмана приезжего, новичка, доверчивого человека. Сложности восприятия рекламы и реакции на нее во многом связаны с проблемой непрерывности развития общества. Там, где она сохраняется длительные годы, реклама постепенно входит в жизнь обывателя, вырабатывающего на него адекватную реакцию. Тогда особенности восприятия рекламы становятся зависимыми от психологии индивида.

  1. Реклама как двигатель торговли.
  2. Основные этапы становления рекламы и ее психологическая сущность.
  3. Основные функции рекламы.
  4.  Психологическая эффективность рекламного воздействия на поведение покупателя. Основные модели психологического воздействия рекламы на потребителя.
  5. Влияние личности на оценку рекламы с различными характеристиками. Мнение потребителей о рекламе: «за» и «против».
  6. Восприятие юмористической рекламы. Мода и реклама.
  7. Технология создания имиджа

Литература:

1.      Батра Р. Рекламный менеджмент. – Киев, 1999.

2.      Кениг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. Пер. с нем. – М.: Современные проблемы, 1995.

3.      Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М.: Центр, 1996

4.      Мануйлов М.А. Психология рекламы. – М.: Гостехиздат, 1995

5.      Ривз Р. Реализм в рекламе. – М.: В/о Внешторгреклама, 1983.

 

Назад

614600, Пермь, ул. Букирева 15, философско-социологический факультет, кафедра психологии развития
телефон: (342) 239-61-55