Кафедра психологии развития
Пермский государственный университет

ГлавнаяМыНовостиПроектыДля студентовДокументыАрхивПартнеры

Темы семинаров по дисциплине «Организационная психология».

 

Тема 1-2. Теории организации

Классические теории организации:

1. научный менеджмент Ф. Тейлора;

2. организационные принципы А. Фойля;

3. бюрократическая теория организации М. Вебера;

4. организационная теория  Л. Гьюлика - Л. Урвика.

Социально-психологические теории:

5. теория "человеческих отношений" Э. Мейо;

6. теория «незрелости» Криса Арджириса;

7. теория П. Лоуренса и Дж. Лорша;

8. теория стилей руководства Р. Лайкерта;

9. теория У. Бенниса;

10. Ситуационная теория Дж. Вудворд.

Технологические теории:

11. теория Т. Бернса и Дж. Сталкера;

12. теория П. Лоуренса и Дж. Лорша.

13. Японская школа.

14. Отечественные теории организации.

 

Семинар 3-4. Технологии управления персоналом организации

 

1. Кадровое консультирование

Концепция кадрового консультирования как средства развития организации. Инструментарий кадрового консультанта.

2. «Центр оценки» как технология кадровой работы

Место «центра оценки» (ЦО) в системе оценки персонала организации. Основные задачи ЦО – набор новых сотрудников, оценка потенциала сотрудников, оценка сотрудников для обучения. Подготовка ЦО. Анализ деятельности и формулирование критериев оценки. Конструирование процедур оценки. Реализация программы ЦО.

3. Конкурс как технология привлечения персонала

Организация и проведение конкурса. Этапы конкурса. Примеры реализации технологии конкурса при решении конкретных кадровых задач.

4. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации

Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых. Особенности тренинг-менеджмента. Тренинг управленческой компетентности и лидерства.

5. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации

Команда как организационная форма коллективного управления. Этапы командообразования и методы формирования команд. Формирование управленческой команды.

6. Кадровая психодиагностика

Этапы психологической диагностики (профессиографический, критериальный, технологический). Экспертное заключение. Требования к психодиагностическим методикам. Основные типы психодиагностических методик, их возможности и ограничения при использовании в кадровой работе. Привила применения методов психодиагностики.

7. BSC – система сбалансированных показателей.

Материальные и нематериальные ресурсы организации. ССП и стратегия организации. Составляющие ССП: финансовая, клиентская, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие. Внедрение ССП.

 

      Литература

       Основная

                        1. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2001.

                        2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2004

                        3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

                        4. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект пресс, 2004.

                        Дополнительная

                        1. Аксенова Е.А. Технология конкурсного набора в современном кадровом менеджменте. М.: ИПК ГС, 2002.

                        2. Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М.: ИПК ГС, 2001.

                        3. Безрукова Е.Ю., Жуков Ю.М., Блинова Ю.В., Лямин А.В. Командообразование в режиме реального времени // Справочник кадровика. 2001.№2.

                        4. Грэхем X.T., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М.: ЮНИТИ, 2003.

                        5. Ерофеев А.К., Зотова Ю.Д. Методы психологической диагностики в персонал-ассиссменте // Психология сегодня. Т.2. Вып. 2. М.: 1996.

                        6. Жуков Ю.М., Хренов Д.В., Иванов О.А. Выстраивание системы структурированного менеджмента в организации // Журнал практического психолога. 2000. №5-6.

                        7. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет практика бизнеса. М.: Альпина паблишер, 2003.

                        8. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Измеряем готовность нематериальных активов.

                        9. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб: Питер, 2001.

                        10. Рай Л. Развитие навыков тренинга. СПб: Питер, 2003.

                        11. Томпсон Л. Создание команды. М.: Вершина, 2005.

                        12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

                        13. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.

 

Семинар 5. Управление персоналом на разных стадиях развития организации

 

1.  Формирование организации – кадровая служба и ее задачи.

2.  Стадия интенсивного роста организации – общие задачи управления. Проблемы трансляции корпоративной культуры в новые подразделения.

3.  Стадия стабилизации организации. Организационные изменения (изменения в знаниях, изменения в индивидуальных установках, изменения в индивидуальном поведении, изменения в групповом поведении). Проблемы преодоления сопротивления организационным изменениям.

4.  Стадия спада в жизненном цикле организации. Кризисные ситуации и их типология.

 

Литература

          Основная

                        1. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2001.

                        2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2004

                        Дополнительная

                        1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996.

                        2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

                        3. Емельянов Е.Н. Поварницина С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.

                        4. Майклз Эдвард. Война за таланты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

                        5. Сенге П. М. Танец перемен. М. Олимп-Бизнес, 2003

                        6. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. М., СПб, Киев: Вильямс, 2005.

 

Тема 6. Командная работа в организации

     

      1. Понятие управленческой команды.

      2. Типы управленческих команд.

      3. Потребность в командной работе

      4. Создание команды

      5. Лидер в команде.

      6. Стили управления командой.

      7. Критерии эффективно работающей команды.

      8. Признаки проблемной команды.

 

Тема 7-8. Аттестация персонала

1. Аттестация персонала

2. Система оценки деятельности персонала

3. Правовые аспекты оценки персонала

4.  Методы оценки деятельности персонала:

5 - Классификации методов оценки качества служащих предприятия

6 - Количественные методы оценки

7 - Качественные методы оценки

8 - Комбинированные методы

9 -  Графическая шкала оценивания

10 -  Метод альтернативного ранжирования

11 -  Метод попарного сравнения

12 -  Метод принудительного распределения

13 -  Метод критического случая

14 -  Повествовательные формы оценки

15 -  Рейтинговые шкалы

16 -  Метод управление по целям

17 -  Оценивающее интервью

18 -  Отчет по оценке деятельности персонала

19 -  Оценка по методу черт

20 -  Оценка на основе анализа труда

21 -  Функциональная оценка

22 -  Методика определения стиля руководства

23 -  Оценка по результатам деятельности коллектива

24 -  Метод анализа структуры управленческой деятельности.

25 -  Целевой метод оценки.

26 -  Диагностическая система оценки   

Назад

614600, Пермь, ул. Букирева 15, философско-социологический факультет, кафедра психологии развития
телефон: (342) 239-61-55